Толерантность
16 НОЯБРЯ –МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ (ТЕРПИМОСТИ)
Формирование эмпатии и толерантности у детей старшего дошкольного возраста
1. Помните, что ребенок наблюдает поведение родителей. Будьте достойным примером для подражания. Не оставайтесь безучастным к ребенку, близким и окружающим вас людям. Интересуйтесь эмоциональным состоянием ребенка, проявляйте сопереживание, сочувствие, содействие.
2. Будьте конгруэнтны в общении. Смысл сказанных слов должен сопровождаться соответствующей интонацией, мимикой, пантомимикой. Проявляйте эмоции, они придают яркость общению и помогают донести до ребенка необходимую информацию.
3. Продуктивно, а не поверхностно общайтесь с ребенком, беседуйте с ним на моральные темы, узнавайте мысли ребенка, интересуйтесь, почему он так думает, в процессе беседы подводите его рассуждения к нравственно ориентированным выводам.
4. Читайте вместе с ребенком художественные произведения, смотрите вместе мультфильмы и кинофильмы, а после обязательно вместе с ребенком анализируйте поведение героев, задавайте вопросы ребенку, просите его дать совет, интересуйтесь о том, как бы он поступил в данной ситуации.
5. Развивайте мимику ребенка с помощью упражнения «Изобрази эмоцию», «Покажи настроение» и т.д.
6. Наблюдайте, обсуждайте, проигрывайте различные, в том числе проблемные, конфликтные ситуации из жизни ребенка, других людей, моделируйте разные выходы из данной ситуации с учетом нравственной позиции (что сказать, как сказать, что сделать, как сделать).
7. Слушайте и пойте вместе с ребенком добрые детские песни о дружбе и любви, о бережном отношении к природе.
8. Рисуйте вместе с ребенком или просите его нарисовать на тему: дружба, доброта, любовь, забота.
9. Играйте с ребенком в сюжетно-ролевые игры: больница, школа, магазин, семья и пр., создавая ситуации, в которых есть возможность проявить сочувствие, доброту.
10. Знакомьте ребенка с явлениями общественной жизни.
11. Расширяйте круг общения ребенка.
12. Развивайте в ребенке личностные особенности, способствующие формированию и проявлению эмпатии (общительность, эмоциональность, мягкость).
13. Развивайте интеллектуальную сферу ребенка.
14. Правильно называйте эмоциональные реакции и состояния ребенка, принимайте и поддерживайте их.
15. Создавайте педагогические условия, педагогические ситуации для проявления эмпатии ребенком.
16. Чаще организуйте совместную деятельность с ребенком (трудовую, игровую, музыкальную, изобразительную и пр.), объединяющую усилия родителей и ребенка, вызывающую общность эмоциональных переживаний, имеющую результатом социально полезный продукт (полезный не только для себя, но и для других людей).
17. Наблюдайте вместе с ребенком за живой природой, ухаживайте за растениями на улице, организуйте шефство над бездомными животными, птицами.
18. Руководствуйтесь пословицей «Что посеешь, то и пожнешь». Сейте семя добра в ваших детях, тогда вы пожнете их доброе отношение к вам.